Фон

Разделы сайта

Главная

Рекомендации психолого-педагогической службы

Стили общения педагога с учащимися

Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. В глазах учителя учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. 


Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью


В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль. Но в большинстве случаев использование этого стиля ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности.


Общение-устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя. Он связан, в основном, с неумением организовать продуктивное общение. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. Оно не только не создает коммуникативной атмосферы, но, наоборот, ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя.

Заигрывание

Заигрывание опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

раскрыть » / « свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

раскрыть » / « свернуть

Агреcсивный ребенок

раскрыть » / « свернуть

Гиперактивный ребенок

раскрыть » / « свернуть